
На портале «Городские новости Красноярск» вышло интервью с учителем русского языка и литературы нашей школы Мариной Федюниной. Марина Зоревна — поистине легендарный педагог, знакомый всем ученикам и выпускникам десятой школы. За плечами у неё 50 лет стажа, и, несмотря на это, она не знает усталости и выгорания. Она любит детей, помнит каждого своего ученика и радуется, когда они приходят пообщаться, делясь рассказами «про жизнь».
В прошлом году Марина Зоревна Федюнина была удостоена звания «Народный учитель Российской Федерации». В интервью она рассказала о высокой награде, любви к профессии, судьбе красноярской литературы и отношении к ЕГЭ.
Из интервью:
— Марина Зоревна, Владимир Путин лично вас наградил, присвоив звание народного учителя. Что почувствовали в тот момент? И как для себя определяете, в чём всё-таки ваша главная заслуга?
— Первое, что почувствовала, — ответственность, потому что звание это ко многому обязывает. А если говорить о том, в чём моя заслуга, я, честно говоря, и не знаю. Думаю, что это и не заслуга вовсе, а счастье. Счастье — видеть своих учеников и то, кем они стали.
— У вас за плечами полувековой педагогический стаж. Учитывая, что ваш папа — Зорий Яхнин — писатель, предположу, что любовь к литературе вы впитали с детства, а вот почему педагогика?
— Я планировала пойти в журналистику. Но потом решение изменила, потому что мне кажется, что в педагогике, как по капле воды, собраны все профессии.
— Как часто вы обращаетесь к творчеству своего папы, Зория Яковлевича, творчеству других красноярских писателей?
— Продавать его книги мне не пришлось, как он предрекал шутя, но обращаться к его творчеству в профессиональном плане приходилось. В начале двухтысячных годов я принимала участие в составлении Программы изучения литературы Красноярского края.
— У книги сегодня много конкурентов. Есть ли у вас какие-то рекомендации, что поможет (именно поможет, а не заставит) современных детей читать?
— Я бы не сказала, что они совсем не читают. Просто все по-разному к этому приходят. В разное время. Взять, к примеру, классическую литературу. От неё нас отделяет огромный пласт времени, и многие реалии, описанные там, непонятны современным детям. Мне кажется, что классику надо читать с детьми на уроках, и в старших классах в том числе, чтобы была возможность объяснять то, что им не совсем понятно.
— Многие ваши ученики, выпускники пишут стихи и рассказы. Пятеро даже стали лауреатами Астафьевской премии. Как вы думаете, что вдохновляет сегодня молодых авторов? И есть ли вообще потребность в писательском творчестве?
— Как ни странно, вдохновляют их философские вещи. Для меня очень ценно, что они показывают мне свои произведения, и я вижу, что начинающие современные авторы находят оригинальные образы, необычные на первый взгляд средства выразительности.
— А каким вы находите современный язык? Известно, что он претерпевает много изменений. Молодёжь использует много иностранных слов, сленговых. Вас это не коробит?
— Есть вещи, которые входят в язык органично. А есть те, которые совершенно непонятны. Каршеринг, кешбэк, лайфхак... Последнее слово я до сих пор выговорить не могу. Ну это же попросту «совет», зачем его называть иначе?
— Есть ли у вас рецепт от профвыгорания?
— Я не понимаю, как в школе можно выгореть. Дети же все разные, и один урок не похож на другой. У меня как-то было пять выпускных классов, и все пять были ну абсолютно разные. И произведения изучались одни и те же, материал программный один и тот же, но всегда это были совершенно непохожие друг на друга уроки.
— Как вы относитесь к проведению ЕГЭ? Позволяет ли такая форма экзаменации по-настоящему выявить знания по гуманитарным предметам?
— Нет, не позволяет. По русскому языку — возможно, но точно не по литературе. Она же не терпит шаблона. А ЕГЭ во многом загоняет в рамки.
Полное интервью доступно по ссылке: https://gornovosti.ru/news/126558/.